Осторожно двери открываются! //Business. Мир и дом - 2008 - №6, с.57

9 Июня Павел Чернов

"Не клади плохо – не вводи вора в грех", - гласит старая русская пословица. Однако потребительский рынок в конкурентной среде устроен так, что человек покупает больше всего те товары и услуги, которые он может "потрогать". Например, в сфере торговли только за счет перехода на систему самообслуживания товарооборот увеличивается в 1,5-2 раза. Так что класть "плохо" волей-неволей приходится, но при этом резко возрастает значение систем комплексной безопасности.

Зона отдыха

Россиянин, который впервые решил заняться шопингом в США, поначалу испытывает культурный шок: такое ощущение, что периметр торгового зала вообще никто не контролирует. Вас никогда не попросят сдать сумку (да и сдавать ее некуда), через любую кассу можно свободно войти или выйти из магазина, и вы никогда не встретите подозрительного взгляда секьюрити. Однако при всей этой кажущейся бесконтрольности, попытка что-то вынести будет наверняка пресечена. Магазины буквально напичканы сложной электроникой, которая отслеживает все риски. Не меньшее удивление вызывает у наших граждан посещение офисных зданий: в центральном лобби обычно отсутствует "контрольно пропускной пункт" - есть только справочная служба.
С другой стороны, иностранцы тоже немало удивляются, наблюдая за организацией российского торгового и офисного пространства. Например, они искренне не понимают, какой смысл открывать супермаркет и потом не давать покупателю возможность вывезти тележку из магазина на парковку – ведь он в этом случае много не купит, а супермаркет нужен именно для этого.

Павел Ефименко, заместитель генерального директора по безопасности компании Colliers International FM, окончил Академию частной охраны и сыска в США и несколько лет работал в Сан-Франциско в сфере комплексной безопасности коммерческой недвижимости (Bank of America, Macy’s). По его словам, безопасность объектов коммерческой недвижимости в США примерно на 90% обеспечивается техническими средствами. "Сегодня это уже не просто камеры видеонаблюдения и сигнализация, срабатывающая при несанкционированном выносе товара. Технология ушла в своем развитии гораздо дальше, - рассказывает П. Ефименко. - Крупный гипермаркет, воспользовавшись возможностями биометрических технологий, получает автоматическое предупреждение о повторном появлении нарушителя в магазине. Подобная практика когда-то зародилась в игорных заведениях Лас-Вегаса, а сегодня уже применяется повсеместно".

Откуда берутся проблемы

Сейчас прошли времена, когда при строительстве нового объекта или реконструкции старого о проблемах безопасности начинали думать только после сдачи здания в эксплуатацию. Тем не менее, на рынке не так уж много специализированных компаний в сфере комплексных систем безопасности, которые могут грамотно войти в проект на стадии девелопмента. Сергей Крыль, директор департамента систем безопасности компании СМ ТРЭЙД считает, что проблемы, с которыми сталкивается девелопер в отношении систем безопасности здания, могут иметь два источника: первый – это неверное определение общей архитектуры будущей системы, а второй - отсутствие грамотного аудита при планировании затрат. Причем обе проблемы очень часто переплетаются на заключительной стадии проекта, когда фонды почти "съедены", а оборудование еще не закуплено. "Опыт показывает, что именно безопасность чаще всего финансируется при строительстве по остаточному принципу, - говорит С.Крыль. – Нередко бывает так, что бюджет, изначально запланированный на эти цели, в последний момент урезается в два-три раза".

В российских условиях прозрачные механизмы выбора бизнес-партнеров не в ходу – больше полагаются на личные рекомендации и неформальные контакты. Поэтому тендеры проходят тоже неформально. Заказчик приходит с вопросом: "Сколько у вас стоит квадратный метр безопасности?" И тут уж кто что пообещает. Одна компания говорит, что сделают работу за миллион долларов. Бизнесмен отвечает, что в другой фирме ему обещали то же самое за 500 тысяч. Садятся и начинают разбираться. Оказывается, что это совсем не то же самое: другая линейка оборудования, здесь не учли то, там – другое и т.д.

С.Крыль уверяет, что реальный разброс цен на равноценные решения составляет на рынке 10-15%. Естественно, фирма, которая уже наработала имидж надежного партнера, может позволить себе немного более высокие цены. Все остальное – это либо попытка спекуляции оборудованием, либо утаивание от клиента реальной конечной стоимости комплексного решения. Например, могут сделать систему контроля доступа, но забыть про бюро пропусков. Когда объект готов, все это приходится доделывать, и в итоге цена получается та же, которая изначально отпугнула заказчика от более откровенной компании, а иногда и выше.

Клиенту следует иметь в виду, что существует две категории компаний, занимающихся комплексной безопасностью. Первая – это фирмы-дистрибьюторы. Хотя они и предлагают услуги по установке, но главное для них это объемы проданного оборудования. Их актив – это "железо", и они, скорее всего, будут советовать купить его как можно больше, причем именно того, которое у них есть, поскольку оно и есть самое лучшее. Вторая категория – фирмы, предлагающие комплексные решения. Они, продают не столько само оборудование, сколько свое ноу-хау. Первый вариант хорош, если заказчик точно знает, какую линейку оборудования он хочет купить и куда что установить. В остальных случаях, особенно на стадии проектирования, лучше иметь дело с компаниями из второй группы (их, правда, гораздо меньше). Кроме того, на рынке существует множество компаний, которые не входят ни в одну, ни в другую категорию. Фактически, это бригады "шабашников" (хотя среди них есть и грамотные специалисты), ориентированные на заказчиков с относительно скромным бюджетом.

Из чего сделана безопасность

Полноценная система комплексной безопасности предполагает несколько компонентов, которые интегрированны с помощью информационных технологий: система пожарной безопасности (включает оповещение о срабатывании датчиков и автоматическое пожаротушение), система контроля и управления доступа (СКУД), видеонаблюдение, звуковое оповещение, контроль кассовых операций, охранная сигнализация. Наиболее регламентированным компонентом этой парадигмы является противопожарная безопасность. Правда, сами регламенты не первой свежести, как, впрочем, и большинство других СНИПов.

Владимир Газетин, начальник департамента строительства компании ADG Group: "Технические решения по противопожарным системам закладываются в соответствии с действующими нормами, однако в силу того, что сами эти нормы практически не корректировались с 1970-х годов, ни один современный ТЦ в них не вписывается на 100%. Для преодоления подобных ограничений выпускаются специальные технические условия (СТУ), которыми устанавливаются индивидуальные требования для каждого конкретного объекта.  Если же говорить о типовых решениях, то стандартным (предписанным нормами) является оборудование всех помещений объекта водяным пожаротушением, системой пожарной сигнализации и системой оповещения о ЧС. Также предусматривается оснащение дымоудалением всех помещений, не имеющих естественного освещения и обеспечение дымоудаления из атриумов через световые фонари над атриумными пространствами".

По словам Ивана Назарова, ведущего консультанта, члена Правления компании "Магазин магазинов", противопожарные системы, включающие в себя дымоудаление, сигнализацию и оповещение, закладываются на самой ранней стадии проектирования, так как без них невозможно пройти экспертизу и сдать объект в эксплуатацию. "Охранные системы также лучше также проектировать заранее, чтобы потом не тратит время на разбор потолков и штробление стен для прокладки сетей, - говорит он. - Не стоит забывать и об арендаторах, которым необходимо получать лицензии на осуществление торговой деятельности, для чего требуется установка тревожной кнопки (ювелирные магазины, алкогольные отделы, аптеки)".

По данным компании СМ ТРЭЙД, все большее распространение получают системы защиты от краж. Если на Западе такие потери составляют 1-3% от оборота, в России – на порядок больше - до 10%. С такими убытками можно бороться двумя способами. Первый – ограничить доступ к товару. Но это неизбежно приводит к снижению оборота. Второй – установить современную противокражную систему. Человеческий фактор здесь сведен к минимуму – фактически это электронная система охраны товаров, основанная на приеме и передаче электромагнитных волн. Оборудование отличается как по частотному диапазону (существует четыре разновидности), так и по функционалу. При грамотном планировании можно "закрыть" все основные риски.

Поправка на менталитет

И все же честный профессионал никогда не станет убеждать клиента, что можно на 100% защититься от краж. "Обычно продуктовые магазины закладывают от 1 до 1,5% на воровство, причем больше урон наносит персонал, чем посетители", - говорит Иван Назаров, ведущий консультант, члена Правления агентства "Магазин Магазинов". Павел Ефименко (Colliers International FM), который не понаслышке знаком с проблемами безопасности коммерческой недвижимости как в США, так и в России, рассказывает: "За все время работы в службах безопасности в США я не могу вспомнить ни одного серьезного случая хищения со стороны персонала. Там у людей совершенно иной менталитет: ими руководит уважение к закону, а не страх быть пойманным. Для американца гораздо важнее репутация и карьера, чем возможность что-то один раз вынести с работы. К сожалению, практика показывает, что у многих людей в нашей стране совсем другие приоритеты".

Несмотря на наличие на рынке самых современных технических решений, конечный результат зависит, прежде всего, от уровня управления. Если руководитель службы безопасности не знает основные "болевые точки" вверенного ему объекта и не может построить грамотный алгоритм действий своего персонала, то никакие чудеса техники не помогут минимизировать потери. Двести камер просто невозможно отследить в реальном времени. Сложная техника требует все более высокого уровня квалификации, а рядовые сотрудники ЧОПов далеко не всегда способны эффективно использовать комплексные системы безопасности высокого уровня.

Система возмещения убытков от хищения товаров в России сильно отличается от западных аналогов. За рубежом весь товар, как правило, застрахован. Поэтому там задача сотрудника СБ – в любой ситуации, прежде всего, представлять закон, чтобы потом не возникло сложностей с выплатой страховки. В России страховщики не стремятся развивать такой вид страхования. И обвинять их сложно: при низкой прозрачности бизнеса в сфере ритэйла очень велик риск, что владелец магазина будет сам у себя планомерно воровать, а потом требовать страховое возмещение. Ввиду отсутствия развитых страховых инструментов собственники продвигают российский вариант системы материального стимулирования. Если потери от краж укладываются в определенную величину (например, полпроцента), то все нормально. Если больше, то дополнительные потери вычитаются из фонда оплаты ЧОПов и дежурной смены. Так что за особо изобретательных покупателей и коллег "несунов" приходится расплачиваться из своего кармана не только покупателям, но и персоналу. Не всегда справедливо, но эффективно – коллективная ответственность.

Перезагрузка

Что касается тенденций развития рынка систем безопасности, то эксперты предполагают, что в ближайшие пять лет произойдет качественный скачок в уровне оснащенности торговых объектов, в том числе и в российских регионах. В первую очередь это коснется систем предотвращения краж и контроля кассовых операций. Другая тенденция – уже упоминавшаяся интеграция функционала систем безопасности с бизнес-процессами в розничной и оптовой торговле. Ежегодно растет число профессиональных участников рынка безопасности, объем продаж оборудования и программного обеспечения. Все это можно было увидеть на недавно прошедшей в Москве 14-й Международной выставке "Охрана, безопасность и противопожарная защита" (MIPS 2008), в которой приняли участие более 350 компаний из 23 стран. 

Изменилось и отношение заказчиков: еще несколько лет назад они обычно стремились уложиться в строго лимитированный бюджет, а сегодня все чаще ставят задачу, чтобы объект, прежде всего, соответствовал специфике бизнеса и заявленному уровню. Так что есть надежда, что вечно чем-то недовольные охранники магазинов и работники бюро пропусков офисных центров постепенно будут вытеснены современной электроникой на задний план… и жить станет немного веселее.

 


Возврат к списку